«Большой» (премьера)

Пресс-показ фильма «Большой» в Санкт-Петербурге

Всего через неделю в прокат выходит один из самых ожидаемых российских фильмов этого года драма «Большой» режиссёра Валерия Тодоровского. Мы уже успели познакомиться с его новым проектом и охотно поделимся с нашими читателями впечатлениями от увиденного и осмысленного.




Сценарий фильма создавался на протяжении нескольких лет, хотя сама картина в итоге была отснята чуть меньше, чем за три месяца. Подробности актёрского состава и сюжетных линий Тодоровский очень долго держал в тайне от прессы, пытаясь сохранить интригу, однако ближе к выходу ленты на большие экраны, раскрыл завесу скрываемого. Несмотря на то, что «Большой» — это крупный российский проект, на который создатели, прокатчики, кинокритики и находящиеся в ожидании зрители делали огромные ставки, актёрский состав в нём вас приятно удивит. Так, на роль главных балерин Тодоровский, проведя кастинг, принял не драматических актёров, а настоящих артистов балета и театра, потому что ни одного драматического актёра невозможно было научить танцевать на уровне сцены Большого. Исполнительницей главной роли Юлии Ольшанской стала балерина Маргарита Симонова, для которой эта роль, как и для некоторых других балерин, стала успешным дебютом.

-Твоя дочь будет танцевать на сцене Большого!

— Что, получше никого не смогли найти?

В основе сюжета лежит история о юной девочке из неблагополучной многодетной семьи, проживающей в маленьком городе Шахтинске, Юле, которую бывший артист балета Владимир Потоцкий (Александр Домогаров) случайно замечает в толпе на автобусной остановке. Ее горящие глаза, непоседливость и безупречная пластика покоряют танцора, и спустя некоторое время он везет девочку в Москву на пробы в Академию балета, где как раз проходит набор на новый курс. Несмотря на свой колкий язык и далеко не самое примерное поведение, неуважение к некоторым педагогам и незнание теоретических основ классического балета, Юля Ольшанская очень быстро выбивается в своём классе в ряды лучших учениц и становится протеже Галины Михайловны Белецкой (Алиса Фрейндлих) – ранее известной балерины, а теперь заслуженного преподавателя. Однако балет – это не только белоснежные пачки, безупречная пластичность, высота прыжка, растяжка и отточенные движения, но и внутренние эмоции, душа и умение проживать танец на сцене. Всего этого невозможно достичь даже за долгие годы тренировок.

«Большой» (премьера)

Тема искусства и в частности балета прочно вошла в кинематограф за счёт своей красоты и любопытства зрителей хоть на чуть-чуть приоткрыть для себя закулисную жизнь, которая недоступна для простого обывателя. В 2010 году на экраны вышел фильм Даррена Аронофски «Черный Лебедь», который повествовал о трагической судьбе известной примы балетного театра, которая в одночасье потеряла всё, что было ей дороже всего на свете. В начале 2017 года появилась танцевальная драма «После тебя», главную роль в которой исполнил российский актёр Сергей Безруков, которая рассказывала о бывшем танцоре, а ныне фактически инвалиде, неспособном заниматься своим любимым делом и потерявшем смысл жизни, далее был анимационный фильм «Балерина», который пришёлся по вкусу не только взрослым, но и маленьким зрителям за счёт своей наивности, динамичности, лёгкости, красочности и возможности поверить в то, что мечты сбываются, какими бы сложными они не казались, а в конце 2017 года на экране появится фильм Алексея Учителя «Матильда», тоже рассказывающий о судьбе балерины.

А теперь тандю вы будете делать до конца урока, дуры безымянные!

В общем, как видите, в этом году у нас много шансов погрузиться с головой в мир красоты и искусства, не вставая с мягкого кресла. Кстати по сюжетной наполненности «Большой» имеет огромное количество точек соприкосновения с уже упомянутым нами мультфильмом «Балерина». Нарисованные персонажи как будто ожили. Однако героиня мультфильма вызывает у смотрящего уважение и похвалу, а Юле Ольшанской сопереживаешь значительно меньше. Складывается впечатление, что девушка лишь пользуется теми шансами, которые ей жизнь практически засовывает в карман, но при каждом удобном случае побороться за своё место под солнцем, чтобы добиться желаемого результата, она неожиданно отступает, делая выбор в пользу других благ, иногда и материальных. Сюжетная же наполняемость картины «Большой» в отличие от «Балерины» позволяет сделать вывод, что она предназначена не для малышей, которые многие моменты: как психологические, так и некоторые темы разговоров, просто не поймут в силу своего возраста, а для лиц постарше, начиная хотя бы со старших классов.

Ты же балерина, а ведешь себя, как бомжиха

Балерины на экране легки, прозрачны и чисты в техническом плане, но со стороны не хватает в них эмоциональности и чувственности. Их заботит только то, как прыгнуть выше, как правильно повернуть стопу и как договориться с партнёром, чтобы он не ронял во время сложных поддержек. А вот какую партию они при этом будут исполнять и чью судьбу проживать на сцене – дело десятое для юных танцовщиц. На фоне репетиций очень хорошо показана классная жизнь девочек и кулуарные особенности Академии хореографии. Тодоровский активно рассказывает, как балерины занимаются, как складывается их социальная жизнь, как они первый раз влюбляются, как взрослеют, как пробуют первый алкоголь, как со временем меняется форма их тела, как дружеские отношения рушатся, когда речь идёт о главной партии в выпускной постановке.

«Большой» (премьера)

Не совсем хорошо выглядят в фильме бесконечные флешбэки в прошлое Юли Ольшанской, призванные объяснить зрителю, что сделало девочку такой острой на язык и придало ей упорства и желания достигать поставленных целей, однако они вплетены в сюжетную линию в таких неожиданных моментах, что, откровенно говоря, смотрятся не к месту и частенько уже и не нужны эти объяснения. Гораздо удобнее было бы смотреть, если бы история становления талантливой балерины, а в этом ей не откажешь уж точно, была бы показана в хронологическом порядке, а не в виде гранд-батманов по всей биографии туда-обратно.

Сам Валерий Тодоровский очень долго постигал тонкости балета и по словам самих балерин, ему это удалось. Отзываясь о получившейся картине, они рассказывали, что это довольно точное описание всего, что происходит за кулисами Большой сцены и что подобные подробности мало кому известны за пределами театрального мира. Ну а впрочем, фильм был снят для обыкновенного зрителя, который и в Большой театр приходит не танцевать, а получать удовольствие от красоты движений на сцене.

«Большой» (премьера)

«Я стоял на сцене Большого театра. За такое люди умирают,— рассказал Валерий Тодоровский.— Я никогда не был повернут на балете, я смотрел его, как что-то невероятное и очень далекое от реальной жизни. Но в какой-то момент я понял, что для меня, как для кинематографиста, это интересно. В балете есть проявление чистой красоты, за которой стоят труд и невероятные жертвы. Это целый отдельный мир». (ok.magazine)

Помимо киношной версии чуть позже появится расширенная телевизионная, которая подробнее расскажет о жизни и трудностях, через которые придётся пройти начинающим балеринам, чтобы добиться возможности выступать на первых партиях в лучших театрах мира, а пока в двухчасовом формате «Большой» получился занимательным и интересным проектом, где даже несмотря на соперничество за главные партии балерины не подкладывают друг другу иголки в пуанты, а решают свои вопросы мирным путём и даже пытаются дружить, хотя это у них не всегда хорошо получается. Отдельное спасибо хочется сказать Алисе Фрейндлих за её огромный вклад и участие в киноленте, что наполнило повествование свежим юмором, благодаря её неповторимой харизме.

Всероссийская премьера состоится 11 мая.

«Большой» (премьера)