"Пост-Мортем" (премьера)

ПОСТ МОРТЕМ

Пост Мортем — посмертная фотография. На первый взгляд, чудовищный и кощунственный обычай фотографировать умерших людей появился в 19-м веке. Если обычно тех, кто отправился на тот свет, фотографируют в гробах, то Пост Мортем подразумевал под собой возможность сделать последнюю фотографию, представив, что человек ещё не умер. Как правило, мертвецам придавали естественные позы живых людей, поддерживая голову специальными приспособлениями и создавая эффект «взгляда вдаль». Особенно активно эта «услуга» использовалась в конце 19-го века, когда смертность была катастрофически высокой.

Главный герой фильма ужасов «Пост Мортем» Томас тоже решил посвятить себя этому искусству, вернувшись после ранения на войне. Однажды его зовут в маленькую деревеньку, приехав в которую, он понимает, что вокруг него не только обуреваемые страхом жители, но и огромное количество призраков, настроенных явно недружелюбно.

Стоит заметить, что дело происходит в Венгрии больше 100 лет назад, что режиссер детально сумел передать: маленькие покосившиеся домишки, чёрно-белая палитра цветов, старинные способы проявки фотографий (увидеть этот процесс снова и почувствовать ностальгию), поиски призрака с помощью рассыпанной муки и фонографа.

Что касается хоррор-составляющей «Пост-Мортем». Она, конечно, присутствует. В некоторых эпизодах, особенно в первой трети картины, крики, топот, резкие движения и внезапные появления выглядят крайне пугающе. Настолько, что мурашки начинают бегать от пяток до шеи. А если долго стоит звенящая тишина, то невольно начинаешь отворачиваться от экрана, понимая, — сейчас что-то произойдет.

Но к середине ленты темп внезапно сбавляется, и действие начинает напоминать скорее детективное расследование. Хотя это совершенно не портит общий колорит картины. Тем более что к финалу призраки активизируются, и начинается долгожданный экшн, который, правда, уже не пугает.

«Пост Мортем» — очень достойный современный представитель своего жанра, который действительно отличается от обилия других хоррор-проектов; затрагивает историческую тему и глубоко копает в психологию реабилитации после ужасов войны. За практически 2 часа экранного времени можно узнать жизнь Богом забытой деревеньки где-то в венгерской глуши. Финал, конечно, супергеройский, но некоторые ответы останутся за кадром и на усмотрение зрителя.

Недавно на лекции о том, как снимают фильмы ужасов, рассказывали, что обычно режиссер показывает то, что пережил или что боится сам. Что ж. Теперь стало немного понятнее, что пугает Петера Бергенди

«Пост Мортем» в широком прокате с 28-го апреля.