«Холодное танго» (премьера)

«Холодное танго» Павла Чухрая

Спустя 10 лет советский и российский режиссёр, сценарист и актёр, член Европейской академии кино и телевидения Павел Чухрай готов представить публике свой новый фильм «Холодное танго», завершающий цикл его военных драм («Вор», «Водитель для Веры»). Его новый проект на военную тематику станет фильмом закрытия Еврейского кинофестиваля, который сейчас проходит в Москве. Немного ранее кинолента стала фильмом открытия на фестивале «Кинотавр», который проходил в Сочи.




Действие картины переносит зрителя в холодные военные годы, когда Литва подверглась оккупации нацистской Германией. Если изначально жители страны воспринимали немцев, как своих спасителей и освободителей, то очень быстро изменили свое отношение к немецким оккупантам, т.к. последние считали их чуть ли не самой низшей расой и ничтожной экономической единицей, эксплуатируя литовцев в экономических и политических целях и интересах Третьего рейха. После подписания германо-советского договора о дружбе СССР оказал давление на Литву с целью вынудить её подписать советско-литовский договор о взаимной помощи. Согласно этому договору Литва получила от СССР около 6880 квадратных километров территории Виленского края (в том числе Вильнюс, историческую столицу Великого княжества Литовского) в обмен на пять советских военных баз на территории Литвы. Литва была советизирована: все политические культурные и религиозные организации кроме коммунистической партии были запрещены, промышленность и земля национализированы. До выборов в Народный сейм Советы арестовали около 2000 из самых известных политических деятелей. Эти аресты парализовали любые попытки противостоять советским планам.

Запомни, я выбрал тебя, выбрал раз и навсегда.

События киноленты «Холодное танго» разворачиваются в 1938-1946 годы, когда нельзя было быть уверенным даже в собственном соседе. Каждого человека могли легко подозревать в том, что сегодня он свой, а завтра продаст Родину, поставив выше ценность своей жизни. Во время оккупации в Литве нацисты уничтожали еврейские семьи в огромном количестве. Взрослых жестоко расстреливали возле кирпичной стены, а маленьких детей увозили в специальные лагеря и хоронили заживо. В центре сюжета находится мальчик по имени Макс, мать которого хладнокровно убили, а его сестра погибла в одном из таких страшных мест, в то время как самому подростку чудом удалось сбежать из грузовика, перевозившего в места неминуемой гибели еврейских детей. В поисках своей матери Макс возвращается в свой родной дом, который власти уже отдали литовской семье, что в те времена было сплошь и рядом. Там он встречает девочку Лайму, в которую влюбляется с первого взгляда. Отец Лаймы сжалился над сиротой и разрешил Максу остаться в их доме, однако по ряду причин в скором времени юнцу приходится оказаться в детском доме уже на территории России. Лишь спустя много лет, повзрослевший и хлебнувший тяжелой жизни, Макс возвращается в Литву, чтобы найти свою первую любовь

Любовь, что похожа на пытку

Вот только белокурая зазноба его сердца изменилась. Из доброй миловидной девчушки, которая несмотря на все политические распри, действительно сочувствовала и жалела бедного еврейского ребёнка, Лайма превратилась в холодную и ожесточенную королеву алкоголя и разнузданного образа жизни, не пропуская мимо себя ни одного приличного офицера. С первого взгляда понятно, что та искра, зародившаяся между ребятами в раннем детстве, никуда не исчезла. С годами она, как спичка, разгоралась только всё сильнее и сильнее, однако гордый характер девушки, которая презирала евреев и была не в восторге от литовских властей и сложившейся в стране ситуации, не позволяли ей дать слабину в сложных отношениях с Максом. Её отец по слухам в прошлом расстреливал евреев и несмотря на то, что с ним у Лаймы тоже остались натянутые отношения, она скорее была склонна верить в родственные кровные узы, чем отдать свою жизнь в руки чистокровного еврея. А Макс, в свою очередь, устраивается на работу в НКВД, хотя быстро понимает, что такая работа совершенно ему не подходит.

Основой для создания киноленты «Холодное танго» послужила повесть Эфраимы Севелы «Продай свою мать», однако к съемкам фильма режиссёр приступил лишь спустя несколько лет после прочтения книги, когда уверился в мысли, что несмотря на то, что тему оккупации Литвы до сих пор стараются в народе не обсуждать, тема противостояния обычного человека, который считается лишь маленькой песчинкой в этом мире, и Государственной движущей силы до сих пор актуальна и в наши дни. «Я прочитал повесть Эфраимы Севелы «Продай свою мать» несколько лет назад. Меня не могли оставить равнодушными ни любовная история, полная драматизма, ни ярке человеческие характеры, ни держащий в напряжении сюжет. Все это накрепко связано с драматическими событиями 20 века», — рассказал режиссёр.

Наверное, если бы Макс и Лайма встретились в мирное время в другой стране и при других обстоятельствах, они бы могли стать счастливой ячейкой общества, потому что у них бы тогда не было необходимости бороться с самими собой и раздирающими их противоречиями. Лайма, чей характер показан в киноленте более мягким, чем, например, в повести, всё же активно настроена против еврейского народа и самым главным и важным для неё остаётся судьба и свобода её родной страны, а Макс остаётся евреем, чью семью жестоко убили и не может отделаться от желания отомстить. Мучимые внутриличностными конфликтами, ребята назло сложившейся политической ситуации и назло врагам пытаются противостоять государственной системе и обрести личное счастье, что даётся им крайне непросто и в итоге приводит к еще большим драматическим событиям.

Павел Чухрай прав. Даже несмотря на то, что «Холодное танго» имеет сериальную более расширенную версию, которая будет показана отдельно, а в фильме из-за сокращения экранного времени не очень явно, но всё таки присутствуют сбои и небольшие провалы, которые не позволяют в полной мере раскрыть характеры главных героев и полноценно заканчивать мысли, диалоги и моменты, кинокартина действительно держит зрителя в напряжении, то и дело бросая в холодный пот и вызывая слёзы ужаса на глазах. Драматическая история любви, а именно эта сюжетная линия всё же является главной, надолго оставит смотрящего в подвисшем состоянии раздумья и отпустит далеко не сразу. Однако это не тот фильм, который легко смотрится на одном дыхании. Здесь нужно быть готовым задумываться и принимать жестокую реальность как факт, а не закрывать глаза и пытаться делать вид, что это лишь картинка и кино, а в жизни такого не бывает.

«В нашем фильме мы расскажем и о том, что и после страшной Второй мировой войны, в послевоенном Советском Союзе, по сути, проблемы перед обычным, маленьким человеком остались те же. Ведь очень трудно, почти невозможно оставаться честным, гуманным, добрым если ты идёшь на службу тоталитарной «машине зла». И даже когда ты не сотрудничаешь с ней впрямую, когда ты всего лишь ищешь с ней компромисс, тебе невозможно жить в согласии со своей совестью. И это может разрушить твою личность, твою судьбу, твою любовь», — рассказывает Павел Чухрай.

Фильм «Холодное танго» появится на экранах 22 июня, что уже символично, и заставит вас вздрогнуть.

«Холодное танго» (премьера)