«Рассвет» (премьера)

Интервью с Павлом Сидоровым. «Рассвет».

На большие экраны вышел новый российский фильм ужасов «Рассвет» от создателей «Невесты» Дмитрия Литвинова и Владислава Северцева. Режиссер Павел Сидоров в своем интервью поделился с нашей редакцией интересными аспектами создания хоррора, который в его карьере стал полнометражным дебютом.

— Павел, расскажите, пожалуйста, почему для своего дебютного полнометражного фильма вы выбрали именно жанр «ужасы»?

— Я просто любитель подобного жанра и мне всегда было интересно попробовать. Я всегда знал подсознательно, что дебют свой хочу снять в стиле ужасов, хоррора, не знаю, как лучше назвать его. Нашел контакты продюсера, с которым в результате мы сняли его, но это было примерно 2 года назад. Мы с ним пообщались, а потом на какое-то время расстались, пока не появился проект «Рассвет», и через какое-то время он ко мне вернулся и предложил сделать фильм. Мне кажется, это очень интересно и очень сложно для режиссера снять такое кино. Если бы это была комедия или, например, мелодрама, с ней все понятно, есть огромное количество фильмов, и они достаточно хорошо воспринимаются зрителями, а здесь пока что зрителю непонятно. Было большое количество негативных опытов, и ожидание зрителей и их отношение очень плохое было в итоге. Поэтому очень интересно было попробовать, насколько моих сил хватит, чтоб сделать что-то достойное.

— Чья была идея сюжета?

— Сама идея сюжета принадлежит сценаристу Евгению Колядинцеву, который победил в конкурсе. Я примерно представляю, чем обусловлен был этот выбор, потому что хотелось сделать что-то с концептом более интересным, нежели наличие какого-то демона, бабайки, которые всех пугают и убивают. В фильме «Рассвет» затронута более интересная тема: сны, параллельный мир и т.д. Мне кажется, хотя я не могу утверждать точно, что для нас, для нашего менталитета, более интересны вещи, связанные с чем-то мистическим: параллельными мирами, духами, сознанием человека, которое где-то путешествует во время сна. У нас же много было и литературных произведений в советской, русской литературе, которые затрагивали в той или иной степени примерно эту тему. Мне кажется, в этом есть что-то интересное. Есть какие-то вещи, которые работают в той же Америке, например, «Дом с призраками», в отличие от нашей страны, где больше котируется уклон в сторону потусторонних вещей, параллельной реальности…для нашего зрителя это более интересно и понятно.

— Вы упомянули, что являетесь поклонником жанра ужасов, расскажите, какие фильмы нравятся именно Вам?

— Есть большое количество прекрасных фильмов, замечательных, их настолько много, что мне сложно сейчас выделить конкретные лучшие, но есть большое количество классических фильмов: «Сияние», «Ребенок Розмари», «Мизери», который с одной стороны является фильмом ужасов, с другой — это психологический триллер, своеобразный слэшер, к которому сложно применять такие формулировки. У нас был прекрасный фильм «Вий», который до сих пор сильно держит в напряжении при просмотре и пугает. Из последних просмотренных очень люблю всё, что делает кинокомпания Blumhouse, у них очень много интересных проектов. Из самого известного их производства: «Астрал», «Заклятие», «Проклятие Аннабель», «Ведьма» — английский фильм 2015 года, да их вообще очень много. Плохо, наверное, так говорить, но в какой-то момент количество переходит в качество. А как только у нас выходит новый фильм ужасов, он нарывается на такой шквал негатива, что нужно обладать недюжей смелостью (это я не про себя говорю, а скорее про продюсера), чтобы проламывать головой стену. Мне кажется, что самое главное для того, чтобы российский фильм ужасов состоялся, — это необходимость адаптировать его. Ведь мы все прекрасно понимаем, что такой жанр, который у нас не особо сильно развит, должен содержать в себе что-то русское, чтобы было близко нашему зрителю, понятное нам всем, тогда, наверное, всё сложится удачно.

— Как определялся актерский состав? Вы проводили кастинг или заранее видели конкретных актеров на роль персонажей фильма?

— Да, какие-то наметки были заранее, были актеры, с которыми хотел поработать, в частности, Олег Васильков, который у нас играет Виталия, я давно хотел с ним поработать, а всех остальных — да, путем долго кастинга искали, выбирали. Т.к. не могу сказать, что у нас все известные актеры. есть те, кто более известен в театральных кругах, к примеру, прекрасный Валерий Кухарешин (Лаберин в «Рассвет» — прим. редакции) — актер «Театра на Фонтанке» в Санкт-Петербурге: известный актер, заслуженный артист России, но он не масс-медиа человек. Кроме того, дебют был у девушки, которая сейчас учится на втором курсе в Театральной Академии на Моховой, она нам просто очень понравилась (смеется-прим. ред.). За время кастинга нам пришлось посмотреть 2000-2500 человек. Выбор был сложный, конечно, наверное, плохо говорить о своих успехах или о том, что ты сам сделал, но вот с актерским составом у меня к себе нет никаких претензий, они все безумно интересные ребята получились.

— Были ли какие-то сомнения в ходе утверждений актеров на роли?

— Сомнения, конечно, были, кого-то мы несколько раз вызывали на пробы, кого-то в один момент уже практически утвердили, а потом снова передумали и взяли другого. Это такие стандартные вещи, с которыми сталкивается любой режиссер.

— Есть ли у Вас задумки для будущих масштабных проектов?

— Имеется один большой проект, в который меня пригласили, но пока подробностей раскрыть не могу, потому что на данный момент не совсем понятно, насколько серьезно сложатся наши взаимоотношения, поэтому сейчас всё находится на этапе утверждения.

— Вы известный клип-мейкер, что подтолкнуло Вас попробовать себя в роли режиссера?

— Я занимаюсь не только клипами, я вообще из рекламной среды. Но в какой-то момент ты понимаешь, что обрел определенный уровень мастерства. Я сейчас не говорю про какие-то творческие высоты, я имею ввиду, что доходишь до определенного уровня профессионализма и понимаешь, что нужно двигаться куда-то дальше. Это своеобразное жизненное приключение. Я буду очень надеяться, что это был успешный и грамотный шаг, пока что мне сложно судить об этом.

— Несмотря на то, что в России фильмы ужасов воспринимают скептически, особенно нашего производства, нам «Рассвет» очень понравился.

— Здесь важны не только отзывы, хотя и они тоже, конечно. Т.к. были потрачены определенные средства на этот фильм, нужно сейчас продюсерам путем проката получить эти деньги обратно, а дальше уже будет видно, насколько зрителю это «зашло». Я могу сказать одно: ввиду сроков и возможностей мы сделали все, что могли, поэтому я могу спать спокойно. Я знаю, что в том режиме, в котором мы работали при подготовке и на съемках, и на постпродакшене, я понимаю, что уже больше не было физических сил. Я сейчас до сих пор пытаюсь морально и физически отойти от того, что у нас там происходило. Как сказал мой оператор, достаточно опытный, прекрасный, с которым мы работали, это не то чтобы оправдание, это суровая реальность, о которой никто никогда не задумывается: «Очень просто рассуждать о кино и очень сложно его снимать».

— А как долго длились съемки фильма «Рассвет»?

— У нас было 30 съемочных смен. Вот за них мы всю киноленту и сняли. Точнее 29 полноценных и 1 смена досъема. Мы закончили снимать в сентябре, а с октября по январь мы занимались монтажом и постпродакшеном, коррекцией, графикой, звуком, всеми остальными важными моментами.

— По поводу звукового сопровождения мы хотим выразить особый восторг: даже если закрыть глаза и не смотреть на экран, совершенно невозможность вырваться из созданной атмосферы, она окутывала со всех сторон при просмотре.

— Это приятно. спасибо, мы старались, как могли.

— Павел, мы еще раз поздравляем с полнометражным дебютом и очень надеемся увидеть от Вас новые прекрасные фильмы.

— Спасибо!

36547442-1049172